ВЕДУЩИЕ и мастера представленные на конференции очень разные. У них разные подходы, школы, имена, возраст, национальность, родной язык, культурные традиции. Что же их объединяет? Или кто? Или зачем? |
ВТОРОЙ ежегодный международный фестиваль МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА Любовь - Семья - Партнерство |
Основные темы: - Любовь и семья, загадка любви - Здоровье и сексуальность - Любовь, духовность и творчество |
передовая | организаторы | лекторы | ведущие | условия участия | обсуждения тем конференции и вопросы | контакты |
Эрнест Цветков
|
СУДЬБА НАШИХ СТРАСТЕЙ
Влюбленные втайне боятся друг друга. В начале своего знакомства даже безоговорочно влюбленные и глубоко симпатизирующие друг другу люди, испытываеют еще более глубокий и безотчетный страх друг перед другом, что объясняется вполне основательной причиной - они пока еще чужие. Их настороженость уместна и психобиологически обусловленна. Каждый из них содержит в себе для другого потенциальную угрозу, каковую всегда в себе несет любой незнакомец. Изначально Другой - это возможный Враг. Потому что изначально Другой - это всегда и прежде всего Чужой - "не свой", "посторонний", "незнакомый". Эволюционная задача Другого - стать Другом. С другой стороны, очевиден факт взаимного влечения, который другого тянет к другому. Потому что Другой несет в себе предзаданную ему эволюционную задачу - стать Другом. Эволюционная задача Другого - стать Другом. И когда Другой становится Другом - он делается Своим. Чужой становится Своим, когда Другой становится Другом - ради воспроизведения себя же самого. Другой становится Другом - чтобы через Другого стать снова собой и встретить себя в будущем. Тайный раскол. Люди взаимовлекомы и обоюдопривлекаемы с целью продолжения рода. То есть в душе человеческой существует тайный раскол. С одной стороны наблюдаем неистребимое желание к соединению, с другой - настороженность и недоверие. Страх и страсть. Что может преодолеть страх? Только страсть иного порядка. Страсть к соединению - то есть эротическое влечеие. Увлеченный страстью, не ведает страха. Усвоить - значит сделать своим. По мере развития отношений особи усваивают друг друга и, соответственно, усваиваются сами. Ведь цель известна и задана - сделать и сделаться своим. Но что значит - сделать своим кого-то или нечто? Это значит - усвоить кого-то или нечто. Есои я усвоил, то сделал своим. Что любим, то и уничтожаем. Самый наглядный и доступный пример данного положения - еда. Пока пища вне меня, или пока она отдельно от меня, она невольно, даже если я и голоден, воспринимается мною как нечто чужеродное. Хорошо известно наше отношение к незнакомым продуктам - благорасположенное, но и недоверчивое. Да и к знакомым тоже - принюхиваемся, присматриваемся, придирчиво изучаем срок годности на упаковке. Лакомый кусок, пока не во рту - неопознанный, хотя и опознаваемый объект. Когда он попадает в рот, начинается с ним таинственное, интимное взаимодействие. Происходит своего рода борьба. Жевание - размалывание, крушение целостности есть акция агрессивная. Вожделение и агрессия сплетаются. Получается - то, что любим, то и уничтожаем. Далее. Начинается процесс химической - алхимической переработки. Некогда существовавший продукт окончательно потерял свою изначальную форму, а его содержание сделалось содержимым. Под воздействием едких соков организма еда, распавшись на безвкусные молекулы, сама готова теперь стать поглотившей ее плотью. (Это известно еще со школьного курса биологии). Часть же продукта выходит во вне, исторгается выбрасывается, извергается - отвергается. Наполненное опорожняется - испражняется. В противном случае грозит отравление. Участь продукта. ПРОДУКТ ПОГЛОЩЕНИЕ УСВОЕНИЕ ПРИСВОЕНИЕ ВЫДЕЛЕНИЕ Чужое становится своим, Чужое остается чужим, Внешнее - внутренним, Внешнее - внешним, Инородное - родным , Инородное - инородным, Отделенное - связанным, Отделенное отдается, Отдельное - слитным, Отдельное отделяется, Взятое не отдается, Взятое отвергается, Превращенное не возвращается. Не превращенное возвращается. ИСТОРИЯ ЛЮБОВНОГО ПАРТНЕРСТВА СОПРИЧАСТНА УЧАСТИ ЕДЫ. Человек человеку продукт. Homo hominis lupus est - "Человек человеку волк" - говорили древние римляне. Говорили не точно. Волки, как известно, не едят друг друга. А люди едят - повседневно и ежечасно. Поэтому более точно было бы высказаться: "Человек человеку - продукт". Другой, к которому мы симпатизируем, подобен лакомому кусочку. Он желанен, но и настораживающ - съедобен ли? А если съедобен, то удобо ли варим, легко ли перевариваем? Знакомимся - прикасаемся друг к другу, пробуем на вкус. Смакуем. Прихорашиваемся, приукрашиваемся. Стремимся показаться лучше, чем есть. Сервируем себя. Повар оформляет блюдо, чтобы то выглядело симпатичнее, аппетитнее. В период ухаживания, любовной прелюдии мы - повара и официанты в одном лице. Мы стремимся показаться лучше, чем есть, потому что хотим есть. Мы стремимся показаться лучше, чем есть, потому что боимся. Если Другой увидит, что я плох, он не станет мне Другом. Ведь он итак настороже со мной. Чтобы усыпить бдительность боязни, мы бессознательно обольщаем и обольщаемся. Знакомство - мистическое узнавание. По мере же того, как мы друг к другу привыкаем - прививаем себя, натяжение тревожности между нами ослабевает. Мы познакомились - то есть обозначили друг друга в пространстве себе подобных. Мы познакомились - то есть подали друг другу некий условный знак о том, что хотим познать друг друга. Мы познакомились - то есть придали друг другу значимость, или перенесли свою собственную значимость на другого. ЗНАКОМСТВО - ЭТО ЗНАК, АДРЕСУЕМЫЙ ДРУГОМУ С ЦЕЛЬЮ ОБОЗНАЧИТЬ ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ВОЖДЕЛЕННОГО ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ. Другой становится Своим. Чего теперь его бояться? Итак, знакомство состоялось. Теперь начинается период усвоения. Мы постепенно и осторожно начинаем друг друга поглощать. Поглощать. Поглощать, переваривать и выделять. Все, как при приеме пищи. И вот: я Другого усвоил, то есть сделал его Своим. Теперь он - свой, и чего теперь мне его бояться?! КАК ТОЛЬКО ДРУГОЙ СТАНОВИТСЯ СВОИМ, СТРАХ ПЕРЕД НИМ АВТОМАТИЧЕСКИ ИСЧЕЗАЕТ. А почему бы и нет? Вместе с исчезновением темноты исчезает и страх темноты. Вместе с исчезновением Другого исчезает и страх перед Другим. Если исчез страх, то что делать страсти? Однако, если исчез СТРАХ, то что делать СТРАСТИ? Вспомним: призвание Страсти - перекрыть Страх. Соответственно: нет страха - нет и страсти. Исчезает страх - исчезает страсть. В любовных отношениях наступает взаимное охлаждение - отделение - отдаление - отчуждение - разобщение. Страсть уже не нужна. Необходимость в ней отпала. Однако после того, что было, не может ничего не остаться, или остаться ничего. Особи возвращаются к исходному положению - чуждости и враждебности. Только теперь эти состояния становятся обнаженными, открытыми, а "былые возлюбленные" друг друга честят на чем свет стоит. Секс или любовь? Секс (Sexus). С латыни переводится как "пол". Нетрудно заметить, что и там и там прослеживается мотив расщепленной цельности. "Секс" звучит как "секция", то есть часть, отсеченность. "Пол" - также явно созвучно слову "половина" (не целое). Стало быть, сексуальность как таковая, в чистом своем, "голом" виде лишь усугубляет нашу расщепленность. Любовь. Индоевропейский (в дальнейшем и.-е) праязыковый корень leubh- Прославление. Из данного же корня произрастает латинское liber - Свобода. "Прославление" неизменно соотносится с темой Сакрального. Таким образом, явление того, что мы называем любовью, относится к области Священного. В этом положении заключается ее отличие от влечения, влюбленности, эротической страсти. Стало быть, можно сказать, что любовь как таковая есть религиозное переживание, получающее свое развитие в отношении к отдельному объекту. В мистической Традиции через довольно явные и созвучные параллели, проступают разнообразные, но всегда неизменно связанные со сприритуальными значениями, соответствия. Свет - Любовь. Индоарийское lupa - "блеск". Мировая Ось. Олицетворяется символом Горы. И.-е. lep - "камень, гора". Сакральный Эрос. Символизирует соединение с Божеством. И.-е. lopho -"легкость, пауза, остановка, покой". Связь (прямое соответствие с religo "связывать, соединять"). Английское love "любовь" и английское loop "узел". Звук - как один из элементов Первотворения, изначальное Слово, Логос - божественный глагол. Древнеиндийское kama "любовь", тохарское A kam "звук". Легко определяется созвучие: "Слово - Love". Жизнь. Достаточно показательным является латинское amor "любовь" - двухосновное слово, композиционно объединяющее значения: А- частица отрицания, mor - "смерть". И.-е. корень mor- "смерть", "мрак". Буквально получается - "не смерть". Если следовать строгим соответствиям, то в конце-концов получится, что любовь есть бессмертие. Последняя инициация. Из приведенных сопоставлений становится ясно, что в реальном наличии, если говорить об эротической реализации как о полноте жизнеутверждающегося в отдельной индивидуальности, бытия, существует лишь один путь - Любовь. Сексуальный техницизм, усугубляющий душевную расщепленность, отсеченность, неизменно приводит к финалу вялому и унылому, в то время как Мистикос Эроса вообще никаким финалом не ограничен и прорывается через любые пределы, воплощаясь в беспредельности любви. Таким образом, различие между сексом и эросом то же, что и между совокуплением и соитием. По существу, соитие и есть Священный Брак, который Рыцари Традиции определяли как Иерогамус - Hieros gamos. И в нем присутствуют не партнеры, составляющие "образцово-показательную" пару самца и самки, а благословенные супруги, являющие собой целое - единение без смешения. Выходит, что последней инициацией на пути претворения существа профанного (рутинного робота-биоавтомата) в существо профетическое (приобщенное к сакральным измерениям и посвященное в них) становится именно супружеский брак, в котором половины - "пол" и "пол", соединяясь, наконец, обретают целостность, имя которой - Человек. (В дословном переводе с санскрита "человек" означает - "мыслеведающий". ЧИ - "мысль", ВЕК - "вести", "ведать"). Как подготовить себя к Священному Браку. Прежде всего, следует уяснить чрезвычайно распространенную и, увы, трагическую ошибку и больше ее никогда не повторять - упование на то, что где-то живет наш единственный человек и только что не грезит о том, как бы подарить нам свое счастье. Реальность же такова, что ни один из всех шести миллиардов обитателей земли сделать этого не способен. Мы всегда проецируем свою внутреннюю жизнь вовне. Снаружи мы получаем только то, что уже создали внутри себя. То есть наши внешние обстоятельства суть зеркала наших внутренних состояний. И если мы не хотим тонуть на поверхности, нам следует освоить глубины наших миров подводных. Ведь в большей своей части мы живем именно там, в то время как в мире внешнем мы только обитаем. Касаясь же измерений глубинных, мы неизменно восходим к теме архетипа. Архетип - это исконный образ, сходный с общеисторическими, культурными мотивами. Основные его свойства - сила, глубина, автономность. В то же время он есть внеземной и вневременный прообраз, некая внечеловеческая модель, символическая основа мироздания, его крестец - sacrum, животворящее начало космоса. Архетип - это униврсальный прототип. Он внеличностен, доличностен, дологичен, довербален, добиографичен, не формируется жизненным опытом, хотя и управляет последним. Также не зависит от конкретного времени, этноса, морали, культуральных установок. Поэтому он вне-историчен, над-историчен. Архетип воплощается в символах и постигается через погружение в Традицию, эмоциональную сопричастность сакральной архаике. Архетип Женственности: течение и красота жизни, интуиция, восприимчивость, рождение, развитие, разрушение, вдохновение, интуиция, воображение. Символы: пещера, лоно, плодородие, ночь, темнота, трон, луна, вода, любая полость - то есть то, что способно вмещать в себя. Архетип Мужественности: забота, утверждение, созидание, руководство, лидерство. Энергия агрессивная, утверждающая, проникающая, преодолевающая инертность материи, решительность. Символы: фаллос, меч, солнце, день, башня, скипетр, мужское семя. Фаллический принцип. Phallos и penis - не совсем одно и то же. Посему мистическую спиритуальность Фаллоса не следует сводить к физиологическому натурализму пениса. Penis - мужской половой орган. Phallos - воплощение "абсолютной мужественности" в сакральном, вселенском значении. Фаллос связан с восстановлением, созиданием, творчеством. Поэтому итифаллический (то есть с эрегированным фаллосом) символизм проявляется как образ первоначального бытия и выражает все прямое, правое, побеждающее, противоположное поваленному и поверженному. В конечном итоге, действие фаллического принципа бесконечно и перманентно направлено на преодоление смерти, восстания из мертвых. И подобно тому, как эрегированный член способен преодолеть силу самой гравитации, фаллос преодолевает косную инертность пассивной материи и восходит к измерениям духовным. "То, что стояло, стоит и стоять будет" - сказано в одном древнем тексте. Архетип Мужественности воплощается в понятии "Абсолютный Мужчина", Архетип Женственности - "Абсолютная Женщина". Наши отношения зависят от того, насколько мы приближаемся к этим абсолютам, сопричастны с ними, насколько их присутствие действенно и актуально в конкретном "земном" индивидууме. Это значит, что пол есть в большей степени состояние внутреннее, нежели внешнее. И о женщине можно говорить лишь по степени ее приближения или удаления от "Абсолютной Женщины", равно как и мужчина определяется степенью приближенности или удаленности от "Абсолютного Мужчины". Еще со времени Платона существует мысль, продолженная Вейнингером и Юнгом, о том, что в душе каждой женщины пребывает какая-то мужская часть, и в душе каждого мужчины заключается часть женская. Мужская часть женской души носит название Анимус. Женская часть мужской души - Анима. Таким образом, взаимоотношения женщины с мужчинами складываются в точном соответствии с тем, как они складываются с ее "внутренним мужчиной" - анимусом. Взаимоотношения мужчины с женщинами определяются, исходя из его взаимоотношений с его "внутренней женщиной" - анимой. Стало быть, мы смещаем акцент на мистическое состояние тайного, сокровенного - то есть сокрытого, скрытого "внутреннего брака". Ибо только тогда, когда мы перестаем быть оппонентами по отношению к себе самим и себе становимся партнерами, мы способны создать целостные отношения и с другим, который отныне и навсегда становится Другом. |