ВЕДУЩИЕ
и мастера представленные на конференции очень разные.
У них разные подходы,
школы, имена, возраст, национальность, родной язык, культурные традиции.
Что же их объединяет?
Или кто?
Или зачем?
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА | второй ежегодный международный фестиваль
ВТОРОЙ
ежегодный международный фестиваль
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Любовь - Семья - Партнерство
ВТОРАЯ ежегодная международная конференция
тема 2001 года
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
Любовь, Партнерство, Семья

Основные темы:
- Любовь и семья, загадка любви
- Здоровье и сексуальность
- Любовь, духовность и творчество

   
передовая | организаторы | лекторы | ведущие | условия участия | обсуждения тем конференции и вопросы | контакты


Инна Шифанова
Традиционная семья и сексуальные расстройства

Семейное счастье начинается с любви, счастье ребёнка с любви родителей. Кто будет сомневаться, что от счастья зависит наше здоровье? Представляете, насколько мало у нас шансов на то и другое. "Браки заключаются на небесах", но видимо земная канцелярия забывает сверять свои записи с небесной. Люди, измученные своей маскулинной соревновательной цивилизацией, ищут в семье экологическую нишу покоя и безопасности, но семья оказывается ареной борьбы, источником агрессии и неврозов. Мало того, семья – это источник сексуальных нарушений и патологий. Этому есть две основные причины: страх и зависть. Замеченная психоаналитиками зависть мужчины к деторождению и зависть женщины к пенису питает тысячелетнюю борьбу полов. Зависть заставляет искажать и отрицать свои чувства, питает агрессию и страх отверженности и, в результате делит человечество на два враждующих лагеря мужчин и женщин от рождения до старости. Любовь проходит хрупким челноком между Сциллой и Харибдой страха и зависти.

Но этот конфликт не фатален, потому что имеет не биологические, а культурные корни. Это доказывается тем, что в гомосексуальных сожительствах - "семьях" происходит разделение ролей по типу гетеросексуальных, с соответствующим набором конфликтов.

"Биологическое различие между полами состоит в том, что мужчина вынужден постоянно доказывать женщине свою мужественность. У женщины такой необходимости нет. Чтобы сыграть свою роль, ей достаточно просто быть и необязательно что-то делать - обстоятельство, которое всегда вызывало у мужчин восхищение и обиду. Идеал "продуктивности" типично мужской идеал" (К.Хорни).

Мужчина остро чувствует несоразмерность своего вклада в воспроизводство, которое сам же объявляет основной целью человечества. И главное, женщине не надо десятилетиями трудиться, участвуя в конкурентной борьбе, чтобы доказать своё право на реализацию женской роли, она к ней всегда готова. Мужчине остаётся только завидовать, как просто, в домашней обстановке без особой соревновательной борьбы, даётся жене состояние нужности и значимости. Притом на всю оставшуюся жизнь. И мужчина мстит, ставя женщину в невыгодное положение в соревновательной в материальном успехе культуре, лишая женщину возможности самореализации, отказывая в таланте и божественной природе. Разумеется, он получает не менее жестокое сопротивление в доступной женщинам сфере – в виде шантажа в постели и скандала на кухне. Зависть к пенису это зависть к "неограниченным" возможностям его носителя. Восполнить "недостающую деталь" можно только имея как вещь счастливого обладателя. Если это не удаётся с мужчиной, то его можно заменить сыном, особенно пока он маленький и слабый. И метод найден – гиперопёка и жертвенность ("Я всё тебе отдала" или "Без меня ты беспомошный").

В этом клубке противоречий и амбивалентных чувств появляется ребёнок, который не может их не почувствовать и не перенять. Ребёнок не может игнорировать отношения мужчина-женщина с рождения, ведь социализация намного сложней чем "надо вовремя говорить здравствуйте и спасибо". Ребёнок включается в те отношения, которые наблюдает. Ребёнок тоже заражается страхом и завистью. Страхом отверженности и завистью к сильным и "всемогущим" взрослым. Отсюда зависть мальчиков к отцу, который способен сексуально удовлетворить мать – источник эдипова комплекса.

Если для мамы мужчина всегда прав, она уверена в своей убогости, вторичности и "тяжёлой женской доле", в быстром старении и бесперспективной роли "хозяйственной женщины", к которой готовят с рождения, то дочь может и не узнать преимуществ своего пола.

Миф о мазохизме, вызванном родами и менструациями абсолютно голословен. Роды поднимают женщину в собственных глазах, это её трудный, но звёздный час, короткий триумф, когда она чувствует себя в центре внимания, главной и незаменимой. Здесь она "Я -сама" и меньше всего стремится к самонаказанию. Менструации вызывают у мужчин, исключая случаи патологии, море чувств, в том числе похожих на мистические, но среди них нет брезгливости и ненависти. Реклама прокладок в миг разрушила тысячелетние усилия Церкви в навязывании ханжеской стыдливости.

С таким же успехом можно утверждать, что сексуальное возбуждение женскими ягодицами – дань мужской гомосексуальности, а положение мужчины сзади – явление атавизма, его животной сущности. "Феминистская" поза - женщина сверху, широко разрекламированная постельными сценами в кино пользуется несравненно большей популярностью, чем феминизм и явно нравится мужчинам, в том числе хозяевам проката и производства фильмов. Не доказательство ли это того, что мужественности в чистом виде нет даже в сексуальности, не говоря об обыденности.

Мазохизм при родах и менструациях зависит, прежде всего, от того, как к тому, что дано женщине Богом относится общество, запретом появляться в церкви или поклонением женским органам. Сексуальный мазохизм может быть фиксацией этого отношения.

Либидо, половые различия, данные человеку для счастья, приводят к разобщению и ненависти и это не только грустно, но и опасно. Чтобы проследить этапы становления сексуальности и её патологического развития надо начать с момента её возникновения – с рождения. По Фрейду, каждый рождается с базисным сексуальным влечением, энергия которого называется либидо. Младенец получает сексуальное удовольствие от стимуляции любой части тела. Нормальная сексуальность – это всего лишь один из возможных исходов развития. Комплексный процесс научения может легко пойти "неправильным путём". Первый объект любви – материнская грудь и первая стадия развития поэтому называется оральной. В следующей стадии ребёнок научается произвольно контролировать стул, получая при этом большое удовольствие и первый урок творчества. Эта стадия названа Фрейдом анальной. Отметим, что функция выделения связана с социальным представлением о порядке, чистоте и отвращении. Поэтому анальная стадия связана и с опытом похвалы и наказания. К трём-четырём годам внимание и творческая активность переходят к генитальной зоне, и сексуальность становится фаллической для обоих полов. Охота к мастурбации у мальчиков часто прерывается родителями при помощи угрозы кастрации. Увы, этот страх будет преследовать мужчину всю жизнь. Девочка, по Фрейду, обнаруживает, что уже кастрирована и начинает завидовать пенису. Но здесь есть натяжка. Есть слишком много социальных причин зависти к пенису. Ведь уже самый маленький обладатель пениса становится обладателем больших прав в игре (ему разрешаются шумные игры и более отдалённые передвижения), в любви матери (он не разочаровал родителей своим полом). Его ждёт интересное будущее, на него направлены социальные ожидания семьи.

Человек живет намного больше надеждой на будущее, чем прошлым. Жизненные потери остаются мотивацией поведения на десятки лет только у глубокого невротика. Например, человек приспосабливается жить без слуха, но значительно тяжелей угроза потери слуха.

Если уж считать женщину "кастрированной", то это как бы свершившийся факт, а мужчина живёт в постоянной, вполне реальной угрозе импотенции. Если вся наша жизнь, по Фрейду, пронизана сексуальностью, можно понять насколько эта угроза определяет всё поведение и всю философию мужчины. Он теряет свои сексуальные возможности, будучи, чаще всего, ещё вполне привлекательным и сильным физически, способным к привычному труду. Не только психолог, но любая женщина, может наблюдать нарастающую панику в поведении мужчин после определённого возраста. Не логичней ли предположить, что "комплекс кастрации" намного более определяет поведение мужчин, чем женщин. Противоположный взгляд является лишь проекцией этого комплекса. Женщины, в действительности, относятся к мужским сексуальным проблемам значительно проще, чем принято думать, они их легко прощают. Качество секса женщины связывают не с физическими показателями, а скорее с опытом или нежностью.

Фрейд признавал двойственность природы обоих полов, т.е. идею бисексуальности. Каждый индивид имеет маскулинные и феминные черты характера и сексуальности. Чистая маскулинность и феминность это, скорей всего, фиксация на родителе своего пола, вызывающая гомосексуализм. Гомосексуализм не болезнь и не генетическая "ошибка", а ошибка полового приспособления. Патриархальное воспитание неиссякаемый источник таких фиксаций. Например, это жестокий отец, помешанный на создании экономической базы, и гиперопёка неудовлетворённой сексуально матери, сместившей либидо с мужа на сына. Мальчик, боясь быть "маменькиным сынком", находит свой фетиш в "мужском" типе поведения, идентифицируя себя с отцом. Заласканый сын может направить либидо на самого себя, что тоже вызывает гомосексуальность. Или, страх и ненависть к отцу вызывают у девочки страх перед мужским полом, становятся преградой гетеросексуальных отношений или являются причиной идентификации с матерью, в обоих случаях делая её лесбиянкой. Я не говорю об исторических причинах женской гомосексуальности, таких как многожёнство.

Сексуальные расстройства также появляются в результате фиксаций либидо на различных стадиях развития сексуальности (оральной, анальной, эдиповой, фаллической). Их причина в жестокости или замене понимания чувств ребёнка полоролевыми стереотипами. При возврате (регрессии) к предшествующей фиксации у взрослых возникают различные виды неврозов. Например, анальная фиксация проявляется в скупости и навязчивой страсти к порядку. Агрессивность, обсессивный невроз (патологическая страсть к порядку, придумывание и выполнение ритуалов), копролалия (потребность в матерных словах) – это фиксация на анальной стадии. Фиксация на оральной стадии может вызвать ожирение. На анальной стадии чаще, наверно, фиксируется мужчина, с запретом на генитальную сексуальность (установка на то, что следует избегать чувствительности и сексуального поведения), а на оральной стадии – женщина, в результате страха не выполнить ожидание родителей на чистоплотность на анальной стадии. Там, где существует фиксация мужчины на матери, связанная с идеализацией женщин, там иногда имеет место амбивалентность, т.е. желание унизить женщин (заместительниц матери).

Причины фиксаций в сексуальном ханжестве. Жестокость родителей друг к другу и к детям вызывают амбивалентное отношение к одному из них или к обоим. Следствиями могут быть: базальный конфликт недоверия к миру, страх отвержения, внутренние запреты, застенчивость, чувство неполноценности, чувство вины, мазохизм. По свидетельству известного врача-психиатра Франка С Каприо, с тридцатилетним опытом работы с сексуальными расстройствами, практически каждый его клиент имеет негативный семейный опыт сексуального ханжества и жестокости (Франк С. Каприо "Многообразие сексуального поведения" Москва, 95).

Сексуальные расстройства выходят из фиксаций и запретов, но они порождение не окультуривания сексуальных влечений, а искажений этих влечений. Можно сказать, что они результат лжи человека о самом себе.

Домашний телефон: 481-70-49, рабочий телефон 251-1254 (пон. и среда)

(Кошмарно замореченная статья, но что поделаешь - если звезды зажигают, видимо это кому-нибудь нужно - прим. редактора)

Hosted by uCoz