ВЕДУЩИЕ
и мастера представленные на конференции очень разные.
У них разные подходы,
школы, имена, возраст, национальность, родной язык, культурные традиции.
Что же их объединяет?
Или кто?
Или зачем?
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА | второй ежегодный международный фестиваль
ВТОРОЙ
ежегодный международный фестиваль
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Любовь - Семья - Партнерство
ВТОРАЯ ежегодная международная конференция
тема 2001 года
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
Любовь, Партнерство, Семья

Основные темы:
- Любовь и семья, загадка любви
- Здоровье и сексуальность
- Любовь, духовность и творчество

   
передовая | организаторы | лекторы | ведущие | условия участия | обсуждения тем конференции и вопросы | контакты


Елена Исполатова
"ПРЕКРАСНАЯ ЛЕДИ" - УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЖЕНСКОЙ УСПЕШНОСТИ

Значения маскулинности и фемининности, а также половых различий, во многом определяются существующими в каждом обществе мифологическими представлениями об Идеальном Мужчине и Идеальной Женщине, включающими также и общепринятые модели нормативного полоролевого поведения. Следование этим моделям, усвоенным в процессе воспитания, является важной составляющей достижения индивидом социального успеха (сценарий "запрограммированного победителя"). Напротив, отсутствие таких навыков или конфронтация с общепринятыми представлениями и предписаниями, всегда в той или иной мере затрудняет или нарушает социальную адаптацию.

В рамках традиционных для данного времени и общества стереотипов всегда существует достаточно широкий диапазон индивидуальных проявлений "успешного" сценария, а также различий, обусловленных жесткостью фиксации сценарных предписаний, – люди следуют его предписаниям с большей или меньшей последовательностью. Но важным моментом является то, что на основе этих индивидуальных проявлений, обществом апробируются варианты, в последующем закрепляющиеся как "успешные", либо подлежащие критике как "неуспешные". Таким образом, обеспечивается развитие, изменение стереотипов полоролевого поведения, исчезновение или трансформация старых и появление новых.

Существующие в настоящее время нестабильность и общее неблагополучие в сферах межполового партнерского и семейного взаимодействия позволяют утверждать, что выработанные обществом стереотипы полоролевого поведения не являются оптимальными для текущего момента. Поэтому анализ распространенных представлений о женском "успешном" сценарии является интересным в плане исследования перспективы развития общества.

В качестве универсального сценария женской успешности, большинством исследователей, работающих в сфере психологии пола, предлагается сценарий, обозначенный еще Эриком Берном как "Прекрасная леди". Различия в степени и характере аргументации зависят от принадлежности исследователя в той или иной школе, но в целом сценарное указание идентично: "Будь красивой". Причем данная директива – как залог успешности - исходит от мужской части общества, а женская часть создает и совершенствует образцы для подражания, способствуя своевременному обучению подрастающего поколения "успешной" модели поведения.

Данный успешный сценарий, предполагает как минимум два варианта. В первом случае, женщина получает в своей семье истинное воспитание "леди": она прекрасна, образованна, обучена хорошим манерам и, в силу этого, достойна уважения и восхищения. В данной модели это сценарий истинного "победителя" или "принцессы" – "леди в третьем поколении". Причем, даже испытывая временные трудности, обладательница данного сценария может рассчитывать на успех (сценарная модель "Принцесса на горошине", когда "настоящую принцессу" можно узнать даже в том случае, если она путешествует без кареты, одна, в мокром платье).

Другой вариант, оставляет надежду всем, кому не посчастливилось "родиться леди". Как и в одноименной пьесе Б. Шоу "Моя прекрасная леди", для успеха героине не так важно быть на самом деле образованной и принадлежать к "королевской семье" – важно научиться производить такое впечатление, причем достаточно даже на небольшом отрезке времени ("бал"), и успех будут обеспечен. Важен труд, наличие наставника, и желание достичь большего, чем имеешь ("работать в магазине, а не торговать на улице").

В противном же случае - без красоты, одежды и воспитания "леди" – женщина является объектом насмешки и жалости. В связи с повсеместностью распространения мифа об успешности "Прекрасной леди", любое отклонение от данного сценария рассматривается обществом и ощущается индивидуумом как ограничение, затруднение или отклонение от нормы. Как правило, женщина развивает в себе иные ценности только в том случае, если не может соответствовать общему стандарту: "Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной" (К. Хорни).

Дальнейшая реализация сценарной модели предполагает использование женщиной полученного "воспитания леди" как для достижения успеха в межличностных отношениях, так и для карьеры. В отличие от данной "женской" модели успеха, в "правильном воспитании" будущего мужчины изначально доминирует ориентация на выбор им поля деятельности и достижение успешности в данной сфере.

В настоящее время можно говорить о некотором оживлении и большей агрессивности мифа "Прекрасной леди", что, вероятно, обусловлено маскулинизацией нашего общества, а, следовательно, и усилением давления мужских сценарных указаний на женщин в целом. Женская красота становится все более рыночной: женщины затрачивают время и деньги на достижение требуемого стандарта, а затем активно используют предлагаемый им стереотип успешности для продвижения во всех областях, часто путем откровенного манипулирования мужчинами. Один из вариантов этого сценария можно обозначить как "Кукла Барби", когда женщина не располагает ничем, кроме стандартной идеальной внешности, причем отсутствие индивидуальности оборачивается и унификацией красоты как таковой, когда все "красавицы" похожи друг на друга как близнецы.

Другой крайностью сценария "Прекрасной леди" является то, что он парадоксальным образом уничтожает или умаляет достижения женщин, когда их успех приписывается красоте и манипуляции, а не собственно интеллекту, деловым качествам и личности. Но, справедливости ради, нужно сказать, что чаще мужчины замечают и поощряют стремление женщин к успеху средствами "Прекрасной леди". При наличии привлекательной внешности женщине с улыбкой прощают даже откровенную глупость и отводят ей почетное место "украшения общества", сопровождая это двусмысленными комплиментами и недвусмысленными взглядами.

Наиболее неприятным следствием манипулятивности, порождаемой сценарием "Прекрасной леди" является то, что рыночность все более проникает в эмоциональные отношения, деформируя их. И вот уже сами женщины с удивлением и грустью обнаруживают, что мужчины предпочитают откровенно покупать красоту, пользуясь услугами работниц "сферы коммерческого секса", нежели разыгрывать сложные и энергоемкие психологические игры с тем же подтекстом. В свою очередь, мужчины, все более разочаровываясь в интимности и искренности чувств подруг, пополняют в поисках "истинности чувств" ряды гомосексуалов, либо, в шутку или нет, становятся циниками: "Когда нет денег, то нет любвиЙ." (группа "Ленинград").

Как правило, в реализации сценария "Прекрасной леди" присутствует компонент "ограничения во времени": женщина должна успеть воспользоваться молодостью и красотой для достижения успеха. Причем степень поспешности соотносится с глубиной проработки сценарной модели. "Истинная леди", располагая настоящим капиталом, может рассчитывать на долговременный успех. Женщина же, получившая лишь поверхностное "воспитание леди" и ограниченная в своей модели успешности только временем "бала", обязательно должна максимально быстро использовать возможности производимого кратковременного эффекта. Отсюда многочисленные психологические проблемы женщин, связанные с ощущением "ускользающей красоты" или "уходящего поезда".

Завершая анализ этой универсальной модели, необходимо отметить, что сценарий "Прекрасной леди" нельзя рассматривать как однозначно успешный. Существующие в рамках данной модели ограничения и затруднения заставляют женщин использовать ее в качестве исходного, "стартового" сценария, когда "Прекрасная леди" является первым шагом, первым ходом в реализации других, уже "долговременных" программ успеха.

Контакты: 603136 г. Нижний Новгород Ул. Героя Быкова, д. 4, кв. 8

Тел. дом.: (8312)- 67-35-87
e-mail: demisp@nnov.cityline.ru

Hosted by uCoz