ВЕДУЩИЕ
и мастера представленные на конференции очень разные.
У них разные подходы,
школы, имена, возраст, национальность, родной язык, культурные традиции.
Что же их объединяет?
Или кто?
Или зачем?
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА | второй ежегодный международный фестиваль
ВТОРОЙ
ежегодный международный фестиваль
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Любовь - Семья - Партнерство
Основные темы:
- Любовь и семья, загадка любви
- Здоровье и сексуальность
- Любовь, духовность и творчество

   
передовая | организаторы | лекторы | ведущие | условия участия | обсуждения тем конференции и вопросы | контакты


Юрий Прокопенко
Врач сексопатолог
"Спроси сексолога"
КРУЖОК ИЛИ СЕКТА?

Собрались как-то юные филателисты в дружную стайку. Стали марками обмениваться, на редкости любоваться, иногда спекулировать. Словом, все как у людей. Но поскольку дети очень уж стремились в свой кружок, некоторые родители забеспокоились: что там, маслом намазано? Или, может, там их личность подавляют, затягивают в пучину отречения от дома?
В принципе, поскольку кружок отрывая у детей часть времени, которое они могли бы проводить с родителями, некоторые сомнения в истинности занятий есть. Но как же разобраться, что перед нами - кружок или авторитарная (а то и тоталитарная или даже деструктивная) секта? Что такое "промывка мозгов", которую как раз и практикуют в этих сектах? Кто попадает в них и как это происходит?
Во-первых, будем различать АВТОРИТАРНЫЕ образования и ТОТАЛИТАРНЫЕ. Авторитарные характеризуются подавляющим стилем отношений между руководителем (вождем, лидером и т.д.) и рядовыми членами (слушателями, последователями и т.д.), а тоталитарные отличаются полным подчинением последователей лидеру.
Тоталитарные образования - секты, наподобие Саентологической церкви Рона Хаббарда. В них полное подчинение заложено в основу отношений заранее.
Авторитарное образование может возникнуть в результате определенных процессов, происходящих в практически любом коллективе, какие бы цели он не преследовал. Роберт Лифтон в своем исследовании о тоталитарных группировках в Китае и Корее приводит восемь признаков деструктивной секты. Кстати, слово "секта" в его понимании звучит достаточно расплывчато. Во всяком случае, Лифтон занимался китайскими политзаключенными, которых в тюрьме делали ярыми коммунистами, а также американскими военнопленными во время войны в Корее. Из них тоже делали таких примерных коммунистов, что даже в США их долго не удавалось перестроить на обычный лад.
Итак, признаки деструктивной секты:
1. Контроль окружающей среды.
2. Мистическая манипуляция.
3. Требование чистоты.
4. Признание.
5. Священные знания.
6. Специфический язык.
7. Приоритет учения над личностью.
8. Отторжение людей вне секты.
Что означают эти термины? Контроль окружающей среды - это установление контроля над общением между сектантом и окружающим миром. Между человеком и другими людьми возводится глухая стена, препятствующая общению. Делается это постепенно, а начинается с того, что человек в своей группе (секта) получает то, что ему нравится. Чувствуя себя в секте в безопасности, довольстве жизнью, человек постепенно сам отходит от общения с не-членами секты.
Мистическая манипуляция - бесконечное повторение священных слов, бессмысленное распевание песен или мантр, танцы, слушание харизматических речей и т.д. При этом создается состояние повышенной внушаемости, комфортное состояние, а также зависимость от группы.
Требование чистоты в явном виде - желание лидера, чтобы слушатель не обсуждал с посторонними то, что делается в секте, не пробовал разобраться в происходящем. В более тонком виде требование чистоты заключается в создании убеждения, что чистота НЕОБХОДИМА самому слушателю, чтобы добиться еще больших успехов в деле секты. В таком случае слушатель сам поддерживает чистоту, порой даже более рьяно, чем по приказу. Кроме того, чистота - символ совершенства, поэтому требование чистоты заставляет слушателя еще более активно выполнять предписания лидера.
Признание - миф, в который облачается стремление привязать слушателя к секте: ему воздаются почести, как активному или талантливому участнику, перед которым открываются большие перспективы в секте. Таким образом слушатель получает недостающее ему признание со стороны окружающих, а также пытается соответствовать новой роли - преуспевающего и активного. С другой стороны, признание требует ответных действий, а потому слушатель должен исповедоваться, раскрывая душу специально выделенному человеку или перед всеми другими сектантами. Эта манипуляция преподносится как сближающая слушателей, позволяющая достичь облегчения души, чистоты.
Священные знания - тайная информация, которая дается только посвященным, которая отличает посвященных от остального, глупого или недостойного человечества. Прививается снисходительно-презрительное отношение к окружающему миру, который и не догадывается, что же происходит на свете на самом деле. При этом священные знания передаются при помощи специфического, священного языка, разработанного специально для секты. Священный язык может использовать обыденные слова в специфическом значении, либо применяет специально разработанные буквосочетания, иногда выдаваемые за забытый язык древних предтеч или потусторонних посланцев. Священный язык используется как механизм, тормозящий мысли, заставляющий по многу раз передумывать одни и те же положения, чтобы разобраться, верно ли "переведены" понятия.
Приоритет учения над личностью означает, что достижение цели стоит того, чтобы ради нее пожертвовать чем угодно: ценностями, карьерой, здоровьем, жизнью. Самоопределение важнее собственной жизни: не бойся умереть, если после смерти станешь идеальным и будешь принят в самую верхушку секты.
Наконец, отторжение людей вне секты - это осознанное или скрытое превосходство просвещенных членов секты над "глупыми" остальными людьми. Только сектанты знают истину, поэтому им не следует общаться с кем-то еще, чтобы не "загрязниться". Но на самом деле смысл отторжения окружающих состоит в том, что обмен информацией может нарушить келейность сектантского общества, открыть глаза на неправильность поведения или целей, или хотя бы заронить сомнение в верности происходящего в секте.
Поэтому замкнутость какого-то общества или организации настораживает более других, внешне не так заметных признаков. В принципе, можно сказать, что практически любое занятие, любую идею можно воплотить в виде деструктивной секты. Это зависит как от самой идеи, так и от личности, проводящей ее в жизнь. Например, идея коммунизма, как светлого будущего, сама по себе прекрасна. Она не раз разрабатывалась утопистами всех веков и народов, но была воплощена в жизнь такими своеобразными личностями, которые превратили ее сначала в деструктивное образование, а затем и в практику, напрочь отвергающую первоначальную идею.
Массовый фанатизм - явный признак деструктивности идеи. Хотя фанатики были и есть в любом деле - от изобретения велосипеда до футбола, их число не превышает определенных пределов и зависит от числа членов общества, обладающих повышенной внушаемостью, склонностью к асоциальным поступкам и т.д. То есть, в каждом обществе есть определенная прослойка, готовая стать фанатиками, подчиниться лидеру, отстаивать идеи, в которых даже не разбираются до конца.
Но если число таких рекрутов идеи превышает определенный предел, то можно говорить о том, что в их ряды влились и более социализированные или инертные граждане. В этом случае возникает подозрение о влиянии на общество путем промывки мозгов и прочих технологий деструктивной секты. При этом неважно, идет ли речь о небольшом кружке единомышленников или обо всем обществе в целом. Если число фанатиков может быть сравнимо с числом тех, кто еще сохранил ясность мышления и критики, то процесс может стать лавинообразным: подсознательное стремление к подчинению, присущее очень многим, вместе с нагнетанием напряжения со стороны фанатиков заставляет терять голову и тех, кто до последнего видит пагубность данного пути.
А теперь представим себе секцию баскетбола, которую посещают, допустим, юноши 15-18 лет. "Ребята, вы классно играете, никто и нигде так не играет, никто и нигде вас так не понимает. Все остальные - друзья, соседи, другие секции - просто фуфло по сравнению с вами, вы даже не общайтесь с ним, не тратьте зря время".
Так говори тренер, а мы четко видим контроль окружающей среды. Бесконечная беготня на тренировках, непрерывное повторение однообразных движений, нередко существующий собственный гимн или речевка - чем не мистическая манипуляция?
"Парни, моя система даст вам шанс стать чемпионами, а все остальное - чепуха. Никакие другие системы не могут сравниться с тем, что дается вам. Поэтому если узнаю, что кто-то из вас делает что-то помимо нашей секции - выгоню".
- "Что Вы, тренер, мы за Вами в огонь и воду, помимо Вас ничего делать не будем" - разговор, который вполне подходит под определение требования чистоты.
Ну, а уж признание, как часть тренировочного процесса - вещь просто незаменимая. Как можно кого-то тренировать, не веря при этом в его исключительные способности? А с другой стороны - бани, пивнушки, спортивные лагеря, где наши баскетболисты поверяют друг другу самые деликатные тайны. Тут уж никаких сомнений нет.
Священные знания легко и просто вытекают из способа тренировки, о котором тренер заявляет, что он единственный и неповторимый, что им никто не владеет, кроме самого тренера и посвященных спортсменов. Терминология, спортивные и жаргонные выражения составляют специфический язык. Крики тренера на игре: "Ты хоть умри, а мяч забрось!", причем игрок на полном серьезе выкладывается практически до полусмерти.
Разве это не приоритет учения над личностью? Наконец, выраженное превосходство наших баскетболистов над всем остальным человечеством, не умеющим играть - что это, как не отторжение людей вне секты?
Но, конечно, вся эта фантастическая страшилка практически неосуществима. Простое перечисление пунктов еще не дает нам перехода количества в качество. Самое большее, куда может завести игроков ТАКАЯ секция - это авторитарное подавление личностью тренера. И хотя в таком случае игроки могут дел понаделать и дров наломать, речь о деструктивной обработке не идет, по определению. То, что, якобы, совпадает с признаками авторитарной секты, на самом деле, качественно отличается и не может создать атмосферы распада личности.
А теперь давайте попробуем взять еще один пример: занятия йогой. В йоге, как в учении, затрагивающем психологические, психические, мистические аспекты (в отличие от баскетбола и филателии) возможности для деструктивного влияния гораздо больше.
Давайте еще раз нарисуем 8 признаков деструктивной секты и отметим, что имеет место или может быть при занятиях йогой:
1. Контроль окружающей среды.
Да: ощущение безопасности и слияния с другими участниками - одно из основных на занятиях.
2. Мистическая манипуляция.
Да: мантры, медитация, подключение к общей энергии при обьятиях, общих упражнениях, общем дыхании - необходимые составные части йоги.
3. Требование чистоты.
Может быть в виде отторжения других учений - от христианства до ребефинга. Зависит от личности преподавателя.
4. Признание.
Естественная поддержка тех, кто прилагает усилия для достижения высот в любом деле, в том числе и в йоге.
Может быть преувеличенной - в зависимости от личности преподавателя.
5. Священные знания.
Древнее учение, многие века бывшее под запретом - чем не священные знания, доступные далеко не всем?
На самом деле, все обстоит не совсем так: учение доступно всем. Более того, один из принципов йоги - все подвергай сомнению, собственному осмыслению. Нет.
6. Специфический язык.
Не является тайной, вся терминология расписана и доступна. Нет.
7. Приоритет учения над личностью.
Да: для подлинных последователей существует правило: готовься ко всему, даже к смерти (хотя и подразумевается, что в процессе занятий высшая сила хранит от этого).
8. Отторжение людей вне секты.
Нет: учение открыто для всех, хотя его постижение требует больших усилий и достижение высоких ступеней доступно далеко не всем. Даже люди, посвятившие йоге всю жизнь, не замыкаются в некой касте, а пропагандируют учение среди желающих.
Итого: ДА - 3 пункта (1, 2, 7).
МОЖЕТ БЫТЬ - 2 пункта (3, 4).
НЕТ - 3 пункта (5, 6, 8).
Отсюда вывод: Йога, сама по себе, не может быть деструктивным учением. Только отсебятина лидеров, гуру, учителей, преподавателей способна создать из древнего учения авторитарное или тоталитарное образование, по большей части напрочь отметающее первичное направление и предназначение йоги. При этом происходит подмена целей: вместо просветительской - коммерческая, вместо мистической - террористическая и т.д. Можно сказать, что в йоге, как в любом деле, есть первичная идея и есть варианты осуществления - от замечательных до самых уродливых. Поэтому, веря в самые лучшие идеалы йоги, не ленитесь и, прежде чем отдаться ему целиком и полностью (как того требует учение), присмотритесь к своему преподавателю - чего он стоит как человек, как учитель, как руководитель телесный и духовный. Постарайтесь сразу отметить скользкие моменты в организации занятий, общения, оплаты, отношений.
Если есть какие-то сомнения, поручите близким контролировать Вас, потому что деструктивная секта (и, в чуть меньшей степени, тоталитарная и авторитарная) засасывают незаметно, постепенно, но неуклонно. Понять, что происходит, будучи внутри процесса, практически невозможно. Поэтому в таком случае остается понадеяться только на помощь снаружи. Чтобы не испортить себе вкус к йоге, найдите настоящего преподавателя, о котором что-то известно окружающим, школа которого существует уже достаточно времени, чтобы о ней говорили те, кто отзанимался достаточно, чтобы понять "кухню" изнутри.
Впрочем, все изложенное касается любого обьединения. Будьте разумны, дозировано отмеряйте свои эмоции в зависимости от степени доверия. А если окружающие начнут говорить о том, что вы сильно (и нехорошо) изменились - прислушайтесь. Легко себя потерять - найти себя трудно. Сила нас ведет - и нужно подчиняться ей. Но как досадно, когда вместо Силы нас пытается направлять некто, рядящийся в платье Ее слуги.

Hosted by uCoz