ВЕДУЩИЕ
и мастера представленные на конференции очень разные.
У них разные подходы,
школы, имена, возраст, национальность, родной язык, культурные традиции.
Что же их объединяет?
Или кто?
Или зачем?
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА | второй ежегодный международный фестиваль
ВТОРОЙ
ежегодный международный фестиваль
МУЖЧИНА и ЖЕНЩИНА
Любовь - Семья - Партнерство
ВТОРАЯ ежегодная международная конференция
тема 2001 года
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА:
Любовь, Партнерство, Семья

Основные темы:
- Любовь и семья, загадка любви
- Здоровье и сексуальность
- Любовь, духовность и творчество

   
передовая | организаторы | лекторы | ведущие | условия участия | обсуждения тем конференции и вопросы | контакты


Игорь Незавибатько
Секс как искусство
В природе секса нет.

Секс придуман человеком. Ничего общего с естественной "животной потребностью" он не имеет. Те, кто утверждают, что сексуально активный или, как его еще называют, "сексуально-озабоченный" человек похож на животное, вероятно, не знают, о чём говорят.

Для чего мы занимаемся сексом?

Большинство тут же ответит: "Для удовольствия".

- "Удовольствие" - от чего? Как правило, удовольствие возникает при удовлетворении (недаром у них единый корень) какого-то желания или потребности, или при приближении к намеченной цели. Поэтому получить удовольствие (или испытать неудовольствие) от секса разные люди могут от разного и по разному поводу. Я регулярно провожу тренинги и курсы развития сексуальности и гармонизации сексуальных отношений в разных городах, прежде всего в Москве и Санкт - Петербурге, и опрашиваю сотни людей, проходящих эти курсы, для чего они занимаются сексом? Вот итоговый список их мотивы. Все указали:

- Получить физическое удовольствие (наслаждение).

- Снять психологическое и физическое напряжение (расслабиться).

- Эмоционально сблизиться (то есть вместе попереживать, испытать сильные чувства).

- Выразить (показать) любовь.

Не все, но всё же многие (или некоторые) люди также занимаются сексом для того, чтобы:

- Слиться с партнёром (стать с ним (с ней) единым).

- Доставить удовольствие партнёру.

- Развлечься, занять время.

- Для здоровья (оздоровление).

- Научиться новому.

- Открыть новые ощущения.

- Лучше узнать свои возможности.

- Продолжить род (выполнить долг перед обществом и семьёй).

- Самоутвердиться (повысить самооценку: "как хорошо я это делаю" или "я - хороший любовник (любовница"))

- Поощрить партнера.

- Выполнить супружеский долг.

- Поддержать отношения.

- Привязать к себе.

- Женить на себе (сделать женой).

- Для карьеры и иных жизненных благ.

- Заработать деньги.

- Оплатить услуги.

- Проучить, отомстить.

- Познать (лучше узнать) партнёра.

- Чтобы быть не хуже других.

- Переступить через запреты.

- Повысить свой рейтинг (престиж) в глазах других.

- Забыться (отключиться).

- Помочь человеку.

- Выйти в изменённое состояние.

- Испытать партнёра.

- Отделаться от приставаний (лень отказать).

- Устроить себе переживания.

- Согреться.

- Чтобы уснуть.

- Чтобы проснуться.

(И это еще не все...Думаю, читающие этот список с удовольствием дополнят его, и буду рад, если вы мне об этом сообщите).

Притом каждый человек называет далеко не одну из этих причин.

Секс в животном мире

Какая же из вышеперечисленных причин занятий сексом, указанная в этом списке, встречается в животном мире? Единственная: снять напряжение! Связанная с тем, что в животном мире правит инстинкт размножения, продолжения рода...Выражающийся в неосознанном влечении - стремлении к "случке". Притом животное, в отличие от человека, сознательно решившего продолжить свой род, не говорит себе: "А сделаю-ка я нам ребятенка (волчонка, жабенка, олененка или котенка)!" Самцы испытывают неосознанную тягу - некий зуд в теле, который надо как-то снять. И инстинкт бросает их на поиски самки (а иногда и просто потереться обо что-то или кого-то), чтобы этот зуд снять. Природа, для выживания вида, заложила в организм самцов эту мучительную потребность сброса напряжения. Тогда, какие самцы, с точки зрения природы, считаются самыми лучшими для продолжения рода? Те, которые максимально быстро изливают семя в самку. Именно дети таких самцов, обладающих этой способностью быстро оплодотворить, и имеют больше шансов на выживание (ведь случке может многое помешать!). И эта способность закрепляется природой. Согласитесь, как далеко это от того к чему стремятся в сексе современные мужчины!

А самки? Они испытывают желание слиться с самцом в узко ограниченные промежутки времени. Когда организм их способен к зачатию - в период овуляции. В этот момент они выделяют определенный запах, часто их окраска становится ярче. И все тот же зуд, неосознанная тяга к случке.

И только в этот период контакт возможен. В человеческом же сексе таких ограничений нет.

И какие самки более всего подходят для продолжения рода? Те, которые испытываю желание (тягу), но не получают физической разрядки. Иначе, они могут, не дождавшись попадания в них семени самца, отлучить своего партнера, то есть охладеть к контакту, и желанное для природы зачатие не произойдет.

То, к чему сейчас стремятся люди в сексе: приблизить и ускорить оргазм женщины, отдалить и оттянуть семяизвержение мужчины, и на основе этого получить более глубокое удовольствие от контакта - наслаждение (то, что называют все, как основное стремление) - прямо противоположно тому, что закрепляла, как способ выживания, природа.

Человек отделил секс от его единственной природной цели - размножения. Потому секс и превращается в непрекращающуюся борьбу с природой, с нашей биологией.

Секс - изобретение человека

Чтобы не ввязываться в эту борьбу, следует спокойно принять тот факт, что "секса" (в нашем понимании) в природе нет. "Секс" придуман человеком, который использовал лишь некоторые физиологические возможности своего организма для новых целей. Секс - искусственное образование и изобретение человечества. Это искусство. А искусство строится и создается по своим искусственным законам. В нем ничего не происходит "само по себе" или "и так получится" (это уже не искусство и противоречит его законам). Поэтому упования на то, что в сексе всё проходит "естественно" так как надо, основанные на том, что секс - "естественная потребность" человека, весьма далеки от действительности. Секс - "неестественен". Так же как любой вид искусства.

Человеческий секс - не удовлетворение естественной потребности, а форма игры, вид искусства, которым человек занимается при наличии излишка сил и энергии, которые остаются уже после удовлетворения этих природных потребностей. В этом секс похож на еду, которая из средства поддержания сил и удовлетворения голода превратилась в искусство приготовления и потребления пищи (кстати, списки мотиваций, для чего человек ест и занимается сексом, поразительно схожи). Только для одного вида искусства цивилизация создала все необходимые условия развития: уютные рестораны и разнообразные кухни, уличные закусочные и магазины, кулинарные книги и обмен опытом между мастерами по телевидению и в дружеских компаниях...

А другой вид искусства отнесён к сфере животного мира, которому стыдливо предоставили ограниченное место в цивилизованном пространстве: специальные улочки и ночное время эфира, отсутствие адекватного языка и недомолвки, разговор "только между нами" и сокрытие при людях связанных с занятием сексом (хотя у них есть и другие функции) частей тела...

Первый вид искусства (как и многие другие) не нуждается в обосновании необходимости им заниматься, второй же - следует оправдывать любовью, браком, пользой для общества, красотой и прочим, только в связке с которыми этому искусству найдётся место. Что мы и делаем, стремясь быть людьми цивилизованными. А нужны ли эти оправдания?

Эротика как компромисс

Сделайте нам красиво

В течение нескольких лет мне пришлось трудиться над выведением нового гибрида под названием "эротическое искусство" на театральной сцене. К этому меня подвигла моя профессия (я - профессиональный актёр и режиссёр), опыт общения в среде обнажённых людей - натуристов и, естественно, моё интерес к сексу и ко всему, что с ним связано.

Казалось бы, мне все карты - в руки. Трудись, создавай... Но дело оказалось весьма непростым.

Во - первых, что брать за образец. Для современного человека, обычно выбор представляется примерно следующим: эротика или порнография. Первое - красиво, второе - пошлость (правда, это не мешает многим это смотреть, об этом особо не распространяясь). Не вдаваясь в подробный анализ, чем одно отличается от второго, всё же хочу задать вопрос себе, а чем же одно отличается от другого, и насколько субъективное представление о красоте может быть критерием отличия одно вида искусства (или деятельности) от другого вида искусства.

Попытки оправдать занятия сексом (а осознанное присутствие при сексуальных действиях того или иного вида, вероятно, уже делает нас соучастниками этого процесса, а значит мы занимаемся уже сексом ) чем-то другим предпринимаются нами постоянно. Самое расхожее оправдание: это должно быть красиво. Красиво? Во- первых, почему именно красиво? И откуда берутся критерии этой красоты? Вероятно из других видов искусства (подобно тому, как архитектуру судят по законам музыки).

Каких же всё-таки? В том, что с уважением называют "эротикой", ценится более всего "красота", которую я всё же назвал бы, скорее всего, "красивостью". То есть должно быть похоже на то, чем принято любоваться приличным людям: на тонкий ствол дерева, белого лебедя, изящную вазу, удлинённую тень, лёгкое облако, свежую траву или крутые холмы...Поэтому эротический язык и наполнен сравнениями и иносказаниями: могут сравнивать с чем угодно, но только не говорить впрямую - это уже выходит за рамки "красивости", слишком конкретно. "Песнь песен", которой так восторгаются эстеты эротики - яркое тому подтверждение и некий образец для этого вида искусства. А пот ому и в театре, и нередко, в кино также высшим шиком считается найти "образ", из другой области. Но чтобы глядя на этот образ человек понимал, о чём это на самом деле. И когда он понимает, он радуется тому, какой он умный и догадливый: спасибо создателям. В такие игры и играют в основном талантливые люди, создающие эротику на сцене. На этом игры не кончаются. Так как другое правило эротики: надо показать "не всё". А вернее, только то, что можно. Вернее, то, что принято. При этом есть несколько уровней смелости.

Уровни эротической смелости.

Рассмотрим на примере театра.

Первый уровень описать можно примерно так: актёры стоят или лежат, друг друга не касаются, но все догадываются, что "это" или произошло или произойдёт (но без нас) или происходит сейчас. Подходит для академических театров, и старушек - зрительниц обычно не раздражает. Условность такая.

Те, кто посмелее, те в слова переводят, и иногда это шокирует или, по крайней мере, заставляет зал вдруг резко умолкнуть и внимать. Так вот, сидят герои (или стоят) и рассказывают, как они это делают или делали. Естественно, языком чаще иносказательным, но иногда и ввернут что-то поконкретнее (но это уже рискованно!). А мы - зрители всё представляем. Опять же работа для нашего воображения: спасибо создателям!

Но в последнее время, вероятно, под воздействием кино, которое, кстати проходит те же уровни смелости, но побыстрее и в этом всё же прошло дальше, смелые режиссёры смогли всё же уговорить каким-то образом актёров (чаще актрис) быть всё же пореалистичнее и снимать часть одежды, иногда прикасаться друг другу и даже делать какие-то движения, похожие на сексуальные.

Представляю, сколько крови им это стоило - сам прошёл через это. Тут уж как договоришься, сколько сам себе позволишь и сколько позволят тебе: или в белье актриса побудет (время и ракурсы регламентированы), или можно спину обнажённую показать (тут надо точно мизансцену выстроить, что на круглой или полукруглой площадке неудобно), а для очень смелых - грудь обнажить и максимум - совсем "без ничего", так, что "всё видно", но тут света надо поменьше, тени поглубже, позы особые и не очень долго, чтобы тело опять же на амфору или стройную берёзку было похоже - чтобы красиво было. Последние варианты тут же обсуждаются активно зрителями и журналистами, и дают основание этот спектакль или сцену называть "эротической" и подходить к ней очень критично: насколько красиво и эстетично. А главное: насколько оправданно.

И, конечно, надо оправдать (вернее, оправдаться): почему это на сцене и для чего?

- А просто так: нравится! На голое тело посмотреть, какое оно: как груди выглядят, и как там внизуЙорганы половые, да и как всё это вместе согласуется. Ведь в жизни не часто на это смотришь (если не врачом работаешь). А у всех по-разному. Вот на лица-то смотрим - интересно, у кого какие глаза, нос, волосы...Почему же дальше не посмотреть, тем более, что редко это удаётся. Закрой лица, так же как тело, и любое обнажение носа, так же, как обнажение фаллоса или груди интересно будет. Если такой ответ прозвучит из уст творца, то отношение к нему будет определённое: "пошляк"! Глазами - зеркалом души - любуйся, а вот теми определёнными частями - нет! Вернее, да - можешь, но говорить об этом не надо, и делай это незаметно (лучше воображай), подчёркивая, что любуешься именно картинкой, вазой или деревом, которые заменило временно (вероятно, за неимением их под рукой) человеческое тело. Вот на таком компромиссе с существующими нормами театрального искусства эротика на сцене и существует. Зритель и сами создатели спектаклей к этому привыкают, и уже судят. Исходя из этих критериев "как надо". Всё остальное: бесвкусица или "порнуха".

А кому же из профессионалов прослыть порнографом или пошляком хочется? На престиже и карьере может отразиться. Вот и выбирает кто-то вообще этой темы не касаться, А кто-то, по разным соображениям - аккуратно эротику (в приемлемых дозах) на сцену всё же допустить. На безрыбье это иногда как революция выглядит. И, действительно, стоит сказать спасибо тем, кто на это решается.

Потому что это всё же раздвигает рамки привычно допустимого в этом виде искусства. И даже такой стыдливый вариант требует определённого профессионального мужества, так как судиться будет строго, и обязательно найдутся недовольные. Сложностей в реализации будет немало, а результат сомнителен.

Иногда, сил потраченных становится жалко. И возникает мысль: а может, на другое свою энергию направить?

Перегруженность секса


С чем связаны основные затруднения в построении сексуальных отношений? Мы придумали "секс", отделив его от первоначальной природной функции, и перегрузили его причинами (для чего мы им занимаемся), целями (чего мы хотим от него) и ожиданиями (которые не всегда сбываются). Секс не выдерживает такой нагрузки. Возможно ли одновременно привязывать к себе партнера, выражать любовь, самоутверждаться, да еще испытывать при этом физическое наслаждение? И к чему приводит стремление к разным, нередко несовместимым целям?

Осознанно (а не на автомате) и с полной отдачей мы можем заниматься лишь одним делом. Так устроено человеческое внимание, и ничего с этим не поделаешь. Конечно, человек способен переключать внимание с одного объекта на другой, но в каждый конкретный момент он всё же занимается полноценно лишь одним делом. И мало кто при таких переключениях способен быстро "нырять в глубину" и, соответственно, получать желанные результаты. Спешка и попытка "объять необъятное" приводит лишь к тому, что мы занимаемся "всем и ничем", хаотично перескакиваем от одного к другому и в результате ничего толком не достигаем. А не достижение цели создаёт основу для неудовольствия или неудовлетворения.

Поэтому искусство секса включает в себя не только технику (хотя она, конечно, нужна, без нее искусство не развивается), но и, прежде всего, осознание и выбор, что я хочу именно сейчас от занятий сексом (или не хочу ничего). Определение, как говорится, приоритетов. Очищение пространства сознания от различных стремлений. И это вполне согласуется с популярными философскими и религиозными идеями достижения "внутренней пустоты".

При этом, освобождающееся пространство можно уже заполнять (не перегружая - у каждого свой лимит) целями и стремлениями, удовлетворение которых может привести к переживанию удовольствия. И честно себе в этом признаваться. Если я хочу, например, полноценно наслаждаться физическими ощущениями, то я не занимаюсь в этот момент ничем другим. И получаю удовольствие именно от этого. А если я хочу лучше узнать партнера или привязать посредством секса его (или ее) к себе, то получаю удовольствие именно от достижения именно этой цели (хотя она и весьма спорна), и не сетую на то, что "чувствую как-то не так" или "куда-то пропал оргазм".

Сексуальность как человечность

Эти и другие обсуждаемые нами сексуальные проблемы в природе, в мире наших животных предков, не существуют. И в этом коренное отличие "их секса" от "нашего". Человека от животного отличает именно способность и желание заниматься сексом не только для размножения.

Если же принять то, что "цивилизованный человек" - это "человек сексуальный", и в этом его отличие от животного, то занятия сексом (занятия этим видом искусства) являются не только поддержанием жизнедеятельности нашей цивилизации, а и вкладом в её развитие и совершенствование. Об этом я буду помнить каждый раз, когда почувствую возбуждение или моя рука потянется к телу моей партнёрши: я помогаю людям и себе развивать в себе человеческое.

Следующие темы выступления находятся в процессе редактирования и будут опубликованы позже:

Секс - особый вид искусства
Секс и иные виды искусства
Законы искусства секса
Hosted by uCoz